исторические достопримечательности
Время чтения: 5 мин.
Столица современной Германии, Берлин, – город с непростой историей. Он знавал прозябание и бедность, величие и славу, победы и поражения. И все-таки сохранил свое лицо благодаря упорству горожан и их воле к жизни. Посетить элегантный Берлин стоит не только ради исторических ассоциаций. Этот город может поведать о том, как пережить трудные времена и прийти к процветанию.
1. Разделенный
Интересно, что тема разделения на две части присутствовала с самого основания города. Тогда, в конце 12 века, у переправы через Шпрее возникло два торговых поселения, Кёльн (не тот, что на Рейне) и Берлин. Это был центр провинции Бранденбург. Бранденбург находился на восточной окраине германских земель, граничил со славянами. Место возникновения будущего Берлина мало кого могло привлечь: климат холодный, земли бедные. Однако у переправы через реку пролегал торговый путь. Постепенно поселения превратились в два независимых торговых города. Их жители соперничали друг с другом, причем берлинцы выигрывали. Два города объединились только в 1710 году.
2. Старый Фриц
Огромное влияние на развитие Бранденбурга и Берлина оказал курфюрст Фридрих Вильгельм I Великий, который также был герцогом Пруссии. По окончании Тридцатилетней войны земли Бранденбурга были в запустении. Фридрих пригласил всех желающих приезжать и работать на этих землях. Желающими оказались французы из числа гугенотов (протестантов), которые принесли с собой знания и технологии.
Культурное возрождение города началось при Фридрихе Вильгельме II по прозвищу «Старый Фриц», который был масоном, философом, музыкантом и состоял в переписке с Вольтером. В основу своего правления Фридрих Вильгельм II заложил основы Просвещения. При нем в 1742 году в Берлине было построено здание Королевской оперы на улице Унтер ден Линден. Сейчас это Берлинская государственная опера. Здание построено в стиле английского классицизма. Образцом послужили здания в духе палладианской архитектуры. Одной из особенностей таких зданий является оформление фасада по примеру древнеримских храмов. Вход в оперу также украшает портик с колоннами. Здание Оперы симметрично и живописно одновременно, что также является чертой палладианского стиля. Стоит отметить, что Фридрих Вильгельм II работал как профессиональный композитор и даже сочинял либретто для опер. Помимо оперы, Фридрих Вильгельм покровительствовал наукам и основал первую публичную библиотеку. При нем в городе были возведены Бранденбургские ворота, которые стали символом Берлина. Архитектура ворот вызывает ассоциации с Пропилеями (вход) Акрополя в Афинах, а Фридрих Вильгельм II сравнивал себя с Периклом и мечтал о «золотом веке» для Пруссии. Венчает ворота колесница с квадригой коней, управляемая богиней победы Викторией.
3. Афины на Шпрее
Одним из самых притягательных мест для туристов в Берлине является «Музейный остров», где расположены самые известные музеи столицы. Идея постройки музея в этом месте была поддержана Фридрихом Вильгельмом II. Сегодня мы можем посетить Старый музей с его коллекциями из Античного собрания. Это древнегреческие скульптуры, оружие, украшения из золота. В Новом музее выставлены предметы каменного века из коллекций Музея доисторического периода и ранней истории. Одним из самых известных является Пергамский музей, в котором можно увидеть реконструкцию Пергамского алтаря. Пергамский алтарь – памятник эллинистического периода, изначально был предназначен для богослужений под открытым небом. По одной из версий, посвящен Зевсу в честь победы пергамского царя над варварами галлами. Алтарь украшен рельефными изображениями битвы богов с гигантами. Рядом с Пергамским музеем расположена Старая национальная галерея, которая внешне выглядит как античный храм. Помимо осмотра музеев, на Музейном острове можно отдохнуть в парке Люстгартен, который сейчас представляет собой зеленую лужайку с фонтаном в центре. Он находится между Старым музеем и кафедральным собором. Берлинский кафедральный собор является самой большой евангелической церковью Германии. Он был построен в 1894 – 1905 годах. Это здание в стиле необарокко сильно пострадало во время Второй мировой войны, но было реконструировано, включая витражи и орган. Собор был вновь открыт в 1993 году.
4. Золотые двадцатые
В 1918 году была провозглашена буржуазно-парламентская республика, эпоха монархии Гогенцоллернов осталась в прошлом. До прихода к власти национал-социалистов в 1933 году Берлин переживал небывалый культурный подъем. Это была эпоха нового мышления в дизайне и архитектуре. С Берлином связано имя Петера Беренса, который был известен как основоположник конструктивизма в архитектуре и зачинатель промышленного дизайна. В 1907 году он работал для фирмы AEG (Всеобщая электрическая компания) в Берлине. Петер Беренс спроектировал для AEG здание Турбинной фабрики. Здание Турбинной фабрики стало одним из первых зданий из стекла и бетона, оно было задумано не просто как утилитарное здание, но как храм индустриальной мощи. В Берлине находятся еще несколько зданий, спроектированных Беренсом. Это здание Национальной автомобильной компании и два здания на Александрплатц. Александрхаус – восьмиэтажное здание на Александрплатц, первый этаж предполагалось отдать под торговые пассажи, второй – под рестораны, и еще шесть этажей для офисов. Единый ансамбль с Александрхаус составляет здание Беролинахаус, оба здания отличает функциональность, которая стала основой нового дизайна. Помимо этих зданий на Александрплатц привлекает телевизионная вышка со смотровой площадкой на высоте 210 метров.
Архитекторы этой эпохи стремились создавать функциональные пространства, в которых человек мог бы гармонично существовать в наилучших условиях. Образцы жилых зданий в подобном стиле также сохранились в Берлине и его пригородах, это целые поселения, жилые комплексы Фалькенберг, Шиллерпарк, Бриц и другие. Город-сад Фалькенберг был спроектирован Бруно Таутом и Людвигом Лессером. Дома в Фалькенберге имели цветные фасады, как и в Брице. В Брице жилой комплекс называется Хуфайзен и имеет форму подковы. Здесь существует «Дом Таута», в котором реконструирован дизайн и интерьеры 1920-1930-х годов. В этом доме можно остановиться на один-два дня, погрузиться в атмосферу эпохи.