Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз – Фото 1Размещено: oyan. Источник: unsplash.com

Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз

путешествия по России

Время чтения: 6 мин.

Первое, что попадается на глаза каждому приезжающему в Новосибирск поездом — это вокзал. Но не только как постройка в пункте прибытия (или пересадки), а монументальное сооружение, силуэтом похожее на паровоз, считающееся, между прочим, одним из символов города. Тем более событий за «плечами» исторического здания хоть отбавляй.


После повеления Александра III о строительстве Транссиба, которому суждено было соединить железнодорожной сетью все сибирские регионы, а Ново-Николаевску в 1893 с подачи Николая II получить старт к развитию, в мае того же года на правобережье в 9 км от села Кривощеково приступили к возведению станции Средне-Сибирской ж/д с 2 рельсовыми путями и вокзалом V (низшего) класса, ставшего одним из первых сооружений будущего города. Народ потянулся в стихийно разраставшийся поселок из разных губерний, даже из европейской части России здесь оседали переселенцы. Открыли стыковую станцию в начале участка «Обь — Красноярск» 3 года спустя. Кроме депо при ней имелись вагонная, сборочная и еще несколько мастерских. В 1897 прежнюю постройку заменили деревянной уже III класса, где кроме зоны для транзитных пассажиров уже имелись буфет и почта. А после открытия ж/д-моста через Обь к станции с растущим грузооборотом, уже входящей в общую сеть страны, достроили ветку от пристани, куда по воде доставлялись грузы. Через год у вокзала появился 1-й в Ново-Николаевске православный храм пророка Даниила (самый богатый и посещаемый), больница и 2-классное училище для ребятишек путейцев. В том же 1898 возле станции для мигрантов был организован и пункт, где можно было получить горячее питание и медпомощь.


Из-за стремительно растущего населения (к началу прошлого века было уже 15000 душ) пришлось Императорскому Кабинету, ведающему личным имуществом царской фамилии, выделить земли под жилье, а высочайшим указом Николая II от 28.12.1903 поселок при станции Обь возвести в статус города. Настала пора и вокзальные помещения расширять, в 1906 к имеющемуся приросло 2-этажное каменное строение, в 1914 – еще одно.

Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз – Фото 2Размещено: oyan. Источник: freephotobank.org
Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз


С перестройками станции не раз и название ее менялось. Из «Оби» в 1909 оно преобразовалось сначала в «Ново-Николаевск I – пассажирский», потом в 1924 вдруг утратило единичку, а с переименованием города в Новосибирск в 1926, еще испробовав несколько именных вариаций, наконец, станция стала называться «Новосибирск-Главный» (а «Обью» с 1934 Толмачево на левом берегу).

Заодно со сменой имен решили и облик самого вокзала изменить кардинально. В архитектурном конкурсе проектов, объявленном москвичами в 1929 по заказу из Омска, лучшим из 45 вариантов был признан односложный и без прикрас проект с концепцией «Движение вперёд», принадлежавший Н.Г.Волошинову, стороннику советского конструктивизма. В объемном решении его явно угадывались очертания паровоза, устремленного на восток. Арочное перекрытие простиралось над путями, а в крытом пространстве пассажирского зала с рестораном предусматривались лестницы, ведущие на перроны. Но в 1930 комиссия раскритиковала его, отметив, что холл маловат, в кассовом помещении тесно, ручные камеры хранения от входа далеко и для багажа места недостаточно. Доработкой проекта с поправками поручили заняться киевскому Гипротрансу. И уже в следующем году по его рабочим чертежам начали закладывать фундаменты, снося деревянные одноэтажки, пострадавшие при пожаре. Однако теперь возникли вопросы у ведущего работы треста «Сибстройпуть». В общем, проект еще не раз переделывался, консультантом выступал А.Д.Крячков — автор многих знаковых зданий, по проектам которого в 1920-х был застроен почти весь центр Новосибирска. Окончательный вариант вокзала, разработанный инженером Н.Никитиным, с учетом всех изменений, которые пошли ему явно на пользу, и был принят Сибирским отделением «СтандартГорпроекта».

Рекомендуем:  История оружейной палаты Кремля и основных царских регалий

Определившись с устройством, и на его фасадное оформление объявили конкурс. В итоге, здание, не претендующее на архитектурное совершенство и все же наделенное яркой индивидуальностью, главными фишками которого явились очертания вокзала, соответствующие железнодорожной тематике, и композиция из триумфальной арки в центральной части, венчающего ее аттика и пилястр тосканского ордера, Госкомиссией было принято в эксплуатацию 25.01.1939. Вот такова история его строительства.

Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз – Фото 3Размещено: oyan. Источник: depositphotos.com
Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз

В конце 1990-х начался капитальный ремонт. Интерьеры станции крупнейшего на Транссибе транспортного узла отделали мрамором и гранитом, омолодили фасад, от прежнего с советской символикой остались разве что вентрешетки, двери и балкон на 2 этаже, для багажа отвели помещение напротив. Ремонт завершился в 1999, а через 7 лет по соседству появился павильон с пригородными кассами, удобные переходы, мосты и лестницы, выходящие на площадь.

Здание ж/д вокзала, крупнейшее за Уралом и второе после Казанского в Москве (30 000 м² и вместимостью до 4 тысяч пассажиров одновременно), не только вошло в число городских памятников довоенной архитектуры, но и было признано в 1960 году решением облисполкома культурным объектом регионального значения.


Гости города, которых возле 1-ой платформы приветствует скульптура «Встречающие-провожающим», при наличии времени могут исследовать поблизости не менее интересные в плане истории места.

К примеру, в 1906 рядом с Вокзальной церковью (так ее прозвали в народе) стояла палатка, где торговали квасом и хлебом, киоск крышевали дружинники Обской группы РСДРП, криминал его не беспокоил и мзду не брал. Там работал Иван Шеин, паренек 17 лет по кличке «буржуй», он и торговал с прибылью, и по заданию новых товарищей запрещенные листовки с прокламациями, доставляемые поездами, распространял. Заправлял делами деповский слесарь Д.Шамшурин, профессиональный революционер, именем которого теперь названа улица у вокзала.

Рекомендуем:  15 удивительных национальных парков США, которые необходимо посетить
Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз – Фото 4Размещено: oyan. Источник: unsplash.com
Вокзал «Новосибирск-главный», похожий на паровоз

На фасаде главного здания со стороны перрона можно увидеть табличку, на которой значится, что в 1897 здесь была станция «Обь», где останавливался В.Ульянов по пути в ссылку. Будущий вождь прибыл в Кривощеково 1 марта вечером и, перебравшись через Обь по льду на санях, утром следующего дня отбыл в Шушенское через Красноярск. Пробыл тогда Ленин в Ново-Николаевске всего-навсего 696 минут!.

И в Великую Отечественную на фронт сибиряки отправлялись отсюда же, о чем свидетельствует еще одна памятная табличка.

А в сквере под стеклом копия стефенсоновского паровоза «Проворный». Настоящий водил составы в далеких 1840-х по общей ветке первой железной дороги в России в Царское село.

Привокзальная площадь носит имя инженера, путешественника и писателя Н.Г.Гарина-Михайловского с 1956, так же назвали после открытия и станцию метро под ней. Из ближайших построек с историей интересен дом бывшего Транспортного общества потребителей на углу напротив, построенный И.А.Бурлаковым в 1927, сейчас в нем Банк ВТБ24. А некогда одна из лучших гостиниц «Новосибирск» в 24 этажа, что правее, теперь 4-звездочный Мarins Park Hotel. В 1970-х она считалась одной из самых высоких в городе.

Это лишь некоторые из здешних примечательностей, есть, конечно, и другие.

YouTube playerРазмещено: oyan. Источник: pixabay.com

Посмотреть на карте

Новосибирск

Россия

Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии