Возникает такой интересный вопрос: какие народы Азии достаточно сильны в техническом отношении?
Ну, сегодня это, прежде всего, Китай, Япония и Израиль. Остальные все государства до технического могущества не доросли, они не имеют собственных технических разработок ни в одной сфере, а если и есть какие-то индийские или сингапурские разработки, то это всё копии американских, российских и европейских.
Очень показательна в этом плане тема вооружений. Если эту тему поставить во главу угла при рассмотрении технического могущества, то из нее внезапно выпадут Китай и Израиль, и останется одна лишь Япония. Всем должно быть понятно, что настоящая техническая уникальность любой державы оценивается по наличию собственных разработок в вооружениях. А какие собственные разработки есть у Китая и Израиля?

Никаких. Китай, если что-то и придумал, то исключительно на базе старых советских систем вооружения, да и то, чем-то новым эти системы он обогатить не смог, потому что в том же двигателестроении у китайцев полный швах. Причем китайцы не могут воспроизвести не только советские ракетные двигатели, но и авиационные, и корабельные, и даже танковые. Для ракет и самолетов приходится закупать моторы у России, а для танков и кораблей – в Германии, причем на танки в основном ставятся старые немецкие двигатели, которые предназначены для мини-тепловозов и мотодрезин.
Что касается Израиля, то у этой страны есть собственные разработки вооружений, но они основаны на европейских, прежде всего немецких и французских, причем очень старых. Сегодня Израиль предпочитает закупать вооружение в США. Собственные типы вооружений израильским инженерам не по зубам. Но, скорее всего, не потому, что эти инженеры такие тупые, а потому, что у государства просто нет соответствующих мощностей.

Но у Китая ведь эти мощности имеются, причем с переизбытком! Тем не менее даже очень мощный Китай так и не смог создать в сфере вооружений что-то своё, уникальное. Да и в остальных разделах технической сферы китайцы ничего не изобрели – всё, что они за последние десятилетия внедрили в производство, всё имеет иностранные корни на 99%, а 1% уникальности приходится на упаковку и бренд.
Таким образом мы видим, что на всём Азиатском континенте – от Ближнего Востока до Дальнего, имеется только одна держава, которая может конкурировать в технической сфере с продвинутыми странами. Это Япония. Да, сегодня в вооруженных силах Японии не имеется собственных видов вооружений, но так было не всегда. После того, как Япония проиграла Вторую Мировую, ей было запрещено заниматься разработками оружия.

Но до этого японское оружие было самым современным в мире, а некоторые образцы превосходили по качествам американское, европейское и советское. Конечно, японские инженеры в своих технических разработках действовали с оглядкой на другие технически развитые державы, но в итоге они не зависели от них в теме двигателей и прочих систем. И хоть Япония начала техническую гонку гораздо позже своих конкурентов, тем не менее к началу Второй Мировой она подошла полностью оснащенная собственными системами вооружений, начиная от стрелкового оружия и заканчивая гигантскими линкорами и авианосцами.
Да, в некоторых сферах японцы не сильно хорошо продвинулись, например, в танкостроении. Но театры военных действий, на которых Япония планировала воевать, не требовали массового применения танков, как это было в Европе и на территории СССР. Зато в кораблестроении и авиации японские инженеры показали настоящие чудеса. Они создали целый ряд самых совершенных самолетов, которые могли на равных драться с лучшими западными и советскими образцами, а то и превосходили их. И беда была не в том, что они в чем-то уступали, а в том, что японская экономика не смогла справиться с количеством выпускаемых образцов.
Японцы во времена Второй Мировой Войны
Ясно, что Вторая Мировая война была войной моторов. Советские и англо-американские союзники в этой войне выиграли. Можно сказать, что выиграла антигитлеровская коалиция, которая наладила массовый выпуск самых современных вооружений. Немцы и их союзники тоже были оснащены первоклассным вооружением, но тут следует заметить, что союзники и немцев, и американцев в немалой степени воевали именно американским вооружением, и именно немецким. СССР тут не был исключением, хотя он оснащался чужими системами вооружений меньше, чем та же Великобритания, а тем более Франция и Китай.
А вот японцы не использовали чужое оружие, никто им вооружениями не помогал, но они умудрились продержаться в войне почти четыре года, добившись до окончания войны весьма значительных успехов. Правда, они начали проигрывать сражение за сражением еще с 1943 года, но то уже были поражения не оружия, а японских генералов и адмиралов. Когда американцы захватили все новые (да и не только новые) японские авиатехнические разработки и испытали их, оказалось, что некоторые из них превосходили по своим возможностям все западные (включая и немецкие) самолеты.

Правда, не только американские испытатели заметили это. Известны знаменитые японские истребители «Зеро» и «Тони», которые вступили в бой с самого начала войны – в 1940 и 1942 годах соответственно. И пилоты союзной авиации тогда уже поняли, насколько сильно продвинулись японцы в авиастроении. Каждый год ВВС Японии пополнялись новыми разработками, и они не смогли переломить ситуацию на фронтах только от того, что их было мало. Может, кто не знает, но в 1944 году японцы приступили к испытаниям стратегического четырехмоторного бомбардировщика G8N «Рензан», который впоследствии американские специалисты приравняли по возможностям к своей новой на тот момент разработке – Б-29 «Суперфортресс».
Что касается кораблестроения, то тут японцы тоже были впереди планеты всей. Они создали мощный авианосный флот, который мог на равных сражаться с американскими авианосцами, что и доказал в первые годы войны. Но японские адмиралы, у которых были собственные средневековые представления о ведении войны, не смогли до конца воспользоваться тем преимуществом, которое им дали японские инженеры, и практически все эти мощные авианосцы были потеряны при самых жалких обстоятельствах, к качеству самих кораблей отношения не имевших.
Ну, в принципе, можно очень долго рассматривать образцы японского вооружения, превосходившего западные аналоги. Но тут все равно главный вопрос остается во всей своей красе – почему из всех азиатов только японцы оказались технически продвинутыми, а остальные нации, населяющие азиатский континент до сих пор являют собой сущих бездарей в этом плане?

Можно подумать, что японцы – вовсе не азиаты, а корни их следует искать именно в Европе. Но мы знаем, что это не так. Японцы – именно азиаты, но они в корне отличаются от всех своих азиатских соседей, которые очень слабы (а то и вообще немощны) в теме техники. Можно искать причину такого положения дел в ментальности японцев, в их природной агрессивности. Но мало ли на свете агрессивных народов, которые тоже в техническом плане – сущие бездари?
В общем, загадка остается. Возможно, ее и можно в итоге разгадать, но это уже, как говорится, совсем другая история.