Варшава не принадлежит к числу популярных туристических центров Европейского континента. Западным туристам, избалованным собственными достопримечательностями, архитектурный облик польской столицы представляется малопривлекательным и заурядным. Вояжеры, жаждущие прикоснуться к “живому средневековью” и полюбоваться барочными дворцами, предпочитают наведываться в Прагу, что вызывает у поляков и ревность, и досаду. “Конечно, – колко замечают они, — если бы мы тоже встречали агрессоров поднятыми вверх руками, как чехи, нам не пришлось бы поднимать свои города из руин и отстраивать их заново…”

Действительно, Варшава в годы Второй мировой войны подверглась очень сильному разрушению, но немало построек, относившихся к XIX – началу XX вв. все же уцелело. Их можно было восстановить и вернуть столице, хотя бы частично, ее прежний облик – ведь до войны Варшава слыла одним из красивейших городов Европы. Но коммунистические власти страны решили на развалинах старой “буржуазной” Варшавы построить новый “социалистический город”.

Образцом для подражания был выбран советский архитектурный стиль, известный под названием “тоталитарного”. Однако польским градостроителям, воплощавшим в жизнь замыслы властей, не хватило ни размаха творческой мысли, ни просто необходимых финансовых и строительных ресурсов. В результате “тоталитарный стиль” получил в Варшаве свое наихудшее воплощение. Город оказался застроенным бетонными монстрами – серыми, угрюмыми, тяжелыми домами-казематами, весьма далекими от парадной монументальности Москвы, имперской строгости Берлина или жизнерадостной величавости Рима.
Десятилетие послевоенного восстановления Варшавы завершилось возведением в 1955 году в самом центре города здания, которое получило официальное название Дворца культуры и науки. Этот дворец, сооруженный при техническом содействии Советского Союза, был преподнесен в качестве “дара” СССР Польше. Он представляет собой типичную “сталинскую высотку”, каковых целых восемь красуются в Москве. Но если там эти высотки “призванные воплотить красоту и величие социалистической эпохи” – не только органически вписываются в архитектурный ансамбль российской столицы, но и создают его, то варшавский “Дворец культуры” торчит посредине города одиноко и неприкаянно, точно осознавая свою оторванность от родной почвы и непризнание на “чужой сторонке”.

Излишне говорить, что поляки сразу же невзлюбили этот “дар Советского Союза”, поскольку вообще не любят и никогда не любили того, что идет “с Востока”. После падения в Польше коммунистического режима некоторые горячие головы предлагали даже снести высотку, которая властно доминирует над городом, напоминая о времени “советского господства” в Польше. Однако за истекшие полстолетия варшавяне как-то привыкли к этому “памятнику тоталитаризма” и, несмотря на прежнюю нелюбовь к нему, уже не представляют своей столицы без его силуэта.
Старе Място – средневековый квартал в Варшаве
К счастью, не по всем объектам старого архитектурного облика Варшавы прошелся бульдозер “социалистического строительства”. Широкое народное движение за восстановление исторического центра не позволило властям замахнуться на знаменитое Старе Място (“Старый город”) – средневековый квартал Варшавы, в обиходе называемый Старувкой. Практически полностью разрушенный войной, Старый город был любовно восстановлен уже к концу 50-х годов. Нельзя не восхититься работой польских реставраторов, вернувших кварталу его первозданный вид. Но обновление не обошлось без одной существенной потери: дух средневековья покинул Старувку безвозвратно.

Сегодня Старе Място выглядит как нарядная театральная декорация или сказочный городок, по-игрушечному яркий и жизнерадостный. Это одно из самых привлекательных мест Варшавы. Здесь всегда очень людно; варшавяне и приезжие приходят, чтобы окунуться в царящую кругом атмосферу праздника и посидеть за вынесенными на улицу столиками многочисленных баров и кафе. Цены, кстати сказать, весьма умеренные. Отсутствие массового туризма имеет своей положительной стороной и отсутствие бесстыдной “обдираловки”, характерной для Москвы, Петербурга или той же Праги.
За крепостной стеною, окружающей Старувку, находится Новый город, возникший в XVIII – начале XIX вв. Он тоже был восстановлен в своем прежнем виде и служит стильным продолжением города Старого. Желающие могут совершить сорокаминутную прогулку по Старому и Новому городу в конном экипаже. Извозчики терпеливо ждут пассажиров у стен Королевского замка, но спрос на их услуги невелик: иностранцев мало, а для рядового поляка цена за удовольствие – непозволительная роскошь. Но один – два клиента в день обеспечивают пропитанием и возницу, и его лошадку.
Парк Лазенки и памятник Шопену
Что посмотреть в Варшаве за 1 день еще? Несомненное украшение Варшавы – ее парки. Наиболее известный – парк Лазенки, где даже в самые жаркие дни царит приятная прохлада. В центре Лазенок стоит памятник Шопену – пожалуй, несколько тяжеловесный для автора музыки, сотканной из вздохов и слез. Летом по воскресеньям здесь организуются бесплатные концерты на открытом воздухе: исполняется музыка Шопена.

У памятника композитору устанавливается тент, под которым устраивается пианист. Публика рассаживается на скамейках, стоящих вокруг, – частью в тени деревьев, частью прямо на солнцепеке. Свободных мест, кстати, не бывает. Те, кому не хватило скамеек, располагаются прямо на газоне вокруг памятника. В Польше царит настоящий культ Шопена, но это, скорее, культ имени, чем творчества. Музыка другой эпохи, создававшаяся для аристократических салонов, музыка тонкая и изысканная, едва ли может быть по-настоящему близка и понятна сегодняшним “массам”, чей музыкальный вкус формируется ревущим роком и дешевой “попсой”. Да и сама практика “концертов на открытом воздухе” довольно спорна: усиленная мощными динамиками, музыка Шопена теряет свою интимность и камерность и не вызывает трепета в сердцах слушающих ее.

Варшавяне осознают “туристическую непривлекательность” своей столицы, но, тем не менее, очень любят ее и проявляют о ней трогательную заботу. Город чист, ухожен, благоустроен. Транспорт работает безупречно, так что поездка из одного конца столицы в другой (а Варшава занимает огромную площадь) проходят безболезненно.
Впрочем, в последние годы Варшава начала заметно хорошеть. Стремительное развитие капитализма делает свое дело: нарядные вывески частных магазинов, кафе и ресторанов, а также яркие рекламные щиты элегантно прикрывают фасады сумрачных построек 50-60-х годов, тогда как вырастающие тут и там “ультрамодерновые” здания из стекла и бетона придают Варшаве вполне современный вид.

Варшаву нужно смотреть не мельком, не из окна туристического автобуса, но постигать изнутри, неспешно гуляя по ее широким, утопающим в зелени улицам, вживаясь в ее внутренний ритм – ритм большого столичного города, лишенного при этом той суеты, нервозности и спешки, которые так изматывают, например, в Москве. Варшава не ослепляет, не оглушает, не потрясает приезжего – она покоряет его постепенно, и в определенный момент человек начинает понимать, что сделался ее пленником навсегда.
Посмотреть на карте
Варшава
Польша
Краткое резюме
Старе Място – средневековый квартал в Варшаве | К счастью, не по всем объектам старого архитектурного облика Варшавы прошелся бульдозер “социалистического строительства”. |
Парк Лазенки и памятник Шопену | Что посмотреть в Варшаве за 1 день еще? Несомненное украшение Варшавы – ее парки. |