Крымская святыня, которую приютили скалы – Фото 1Размещено: vlada. Источник: freephotobank.org

Крымская святыня, которую приютили скалы

Время чтения 6 мин.

Многие, кто бывает в Бахчисарае – «городе садов цветущих», как его красиво именуют, не обходят стороной и пещерный мужской монастырь.

Об основании обители точных данных не сохранилось, но легенд на сей счет и преданий старины седой с лихвой хватает.

По одной из версий, местный пастух Михаил как-то под вечер гнал стадо в деревню и увидел свет в одной из пещер, заглянул в нее из любопытства, а там пресвятая Богородица перед горящей свечой в воздухе парит. Юноша отнес икону домой, но наутро она исчезла, чтобы снова в той же пещере появиться. И так происходило раз за разом, после чего о находке он, наконец, рассказал односельчанам, тогда и решили, что пещера и есть то место, где храму должно быть, а живописную расщелину в сердце долины 3-х религий назвали ущельем св.Марии или Марьям-дере.

Крымская святыня, которую приютили скалы – Фото 2Размещено: vlada. Источник: freepik.com
Крымская святыня, которую приютили скалы

Есть и другой вариант развития событий: при гонениях на христиан императорами Византии, покинув греческие берега, монахи Варнава с Софронием обосновались в Крыму, в этих пещерах с водным источником поблизости. Здесь, выдолбив кельи, поселенцы устроили и храм в толще скалы с образами на иконостасе и привезенной из монастыря III века в Трапезунде иконой Панагии. После молений перед ней много чего происходило удивительного, так Святая оберегала здешние края. Найденные археологами захоронения VI века в какой-то мере подтверждают эту версию.

Но имели место и легенды совсем со сказочным сюжетом: дракон, обитавший в подземельях Крымских гор и пожиравший без разбора людей и скот, обложил оброком все земли поблизости. Когда в окрестностях остались одни старики, взмолились они Деве Марии, прося о заступничестве. Однажды пастухи, заметив свет в каменных недрах, заглянули внутрь и увидели поверженное чудище и Богородицу над ним в ореоле сияния. Здесь-то и суждено было появиться храму.

Обитель сия — одна из старейших в Крыму святыня, возникшая примерно в VIII-XIX веках, до XIII столетия то процветала, то угасала. Благодаря щедрым пожертвованиям московских князей монастырь хоть и не богато, но жил. Даже мусульмане, захватившие Тавриду в 1475 и обложившие ее данью, не тронули его. Посещавшие эти края послы-христиане приходили сюда молиться. Ханы, сделавшие столицей своей Бахчисарай, и те к чудотворной иконе обращались, а Хаджи I из рода Гераев (Гиреев) даже годовой запас свеч на храм жертвовал.

Крымская святыня, которую приютили скалы – Фото 3Размещено: vlada. Источник: pexels.com
Крымская святыня, которую приютили скалы

Хотя был в судьбе монастыря период, когда православные на целое столетие покинули пределы ханства, но полного запустения он не познал. В 1781 при Шагин-Гирее, последнем из рода крымских ханов, службы для оставшихся на родине христиан и расквартированных русской армии продолжались, даже пленникам из крепости в Чуфут-Кале в молитве не отказывали.

В массиве пористого известняка потрясающая акустика: алтарная часть находится в гигантском резонаторе, поэтому песнопения отсюда были слышны в крепости и даже в пещерах, при этом звуки извне поглощались, будто и горы оказывались причастными к таинству.

Возрождение началось с 15 августа 1850, всем миром восстанавливали святыню, народ чем только мог помогал монахам, чтобы в короткий срок вернуть скит к жизни. И вскоре в «Крымский Афон» потянулись паломники. Здесь, начиная с 1818, в разные периоды бывали и многие императоры Всероссийские от Александра I до Николая II. В Крымскую войну с храмовым обустройством пришлось повременить, в разместившемся здесь госпитале братья раненых выхаживали, а на погосте при монастыре умерших хоронили.

Крымская святыня, которую приютили скалы – Фото 4Размещено: vlada. Источник: freeimages.com
Крымская святыня, которую приютили скалы

Не прошли бесследно для пещерной обители и последующие десятилетия, реставрировались имеющиеся и появлялись новые монастырские строения. К началу прошлого века 3-ярусный комплекс уже состоял из 5 церквей с часовнями, колокольни, жилища настоятеля и монашеских келий. Внизу построили пекарню, кухню и трапезную, хозпостройки с загоном, где монахи разводили живность для пропитания, и овощехранилищем, 2 гостиницы для паломников. В 1896 восстановили старый водопровод, протянувшийся от источника под землей.

После революции на святое место обрушились новые злоключения: в 1921 в заговоре обвинили не нашедшее общего языка с Советами духовенство, монастырь был закрыт, а на территории его обосновалась имени Артема трудовая колония. Ценности экспроприировали, оставшуюся утварь свалили под замок в одном из помещений, а книги церковные пошли на растопку печей. Много позже уцелевшее имущество отдали верующим, какие-то из икон попали в музей Бахчисарая. Из тихо ветшающих церквей чудом выстоял только Успенский храм.

Но в дело в 1927 вмешалась стихия, довершившая разрушение, остатки храмов впоследствии разобрали на материалы. Заброшенная обитель стала приютом для раненых в годы ВОВ, гостиный дом и трапезная были приспособлены под госпиталь, в 1944 и братская могила защитников Крыма рядом с монастырем появилась. В мирное время госпиталь превратился в психоневрологический диспансер, и некогда бойкое место стало притягательным только для туристов, интересующихся историей края.

Крымская святыня, которую приютили скалы – Фото 5Размещено: vlada. Источник: pexels.com
Крымская святыня, которую приютили скалы


Лишь в 1993 году на собираемые по крупицам пожертвования прихожан начали восстанавливать поруганную святыню. И сегодня кроме 2 пещерных храмов обрели новую жизнь старые корпуса, мастерские, над колокольней купол засиял позолотой. К Архангельскому проходу ведет лестница, Св.Георгий Победоносец — перед входом, а на стенах его – 8 Архангелов. Рельефные изображения культовых сооружений мира, многие из которых основаны скитальцами, на стене у лестницы, и на каждом ковчежец с землей из святых мест. Над церковным балконом снова появилась наскальная иконопись, а на главной площади забил святой источник. Выточенный в скале 6-крылый Серафим, которого считают ангелом пещерного храма, встречает входящих в него. Внутри белокаменный иконостас, алтарь и мозаичный пол, дневной свет проникает внутрь из прорубленных в камне окон. И работы в Свято-Успенском монастыре продолжаются.


Крымская лавра, окруженная высокими отвесными скалами — место необыкновенное. Верующие, надо полагать, испытывают благоговейный трепет уже при восхождении наверх. А для всех остальных ценность комплекса в неповторимой архитектуре, прежде всего, в природных красотах вокруг и в захватывающей истории, писать которую продолжает время.

YouTube playerРазмещено: vlada. Источник: depositphotos.com
Текст статьи
проверен экспертами *
Владимир Николаевич Бублик
Владелец строительной компании, инвестор
Денис Солодовников
Блогер-путешественник, криптоэнтузиаст, инвестор
* Проверку текста и изображений статьи на уникальность и авторские права эксперты не осуществляют.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии