Япония
Время чтения: 6 мин.
Слово «кимоно» вызывает вполне четкие ассоциации. В воображении сразу возникает гейша, стоящая под цветущей сакурой в красивых тканых одеждах с широкими рукавами. Картинка сентиментальная и воображаемая, хотя, конечно, в ней есть и доля правды: кимоно, несомненно, предмет одежды, сшитый из прекрасно обработанной ткани, с характерными широкими рукавами.
Привычный для нас ассоциативный ряд, связанный со словом «кимоно», является отображением западноевропейского увлечения японской культурой, пик которого пришелся на конец XIX века. Его отголоски ощущаются и сегодня.

История кимоно
Чтобы дистанцироваться от этого мнимого видения, следует начать с самой этимологии термина «кимоно». На японском языке (кимоно) означает «вещь для повседневного ношения», поэтому его можно перевести просто как «одежда».
Понять, какую эстетическую ценность имеет для японцев каждый элемент повседневной жизни, включая все предметы одежды, поможет короткий экскурс в эпоху Хэйан (период с VIII по XII век).
В это время в Японии сформировалась очень сильная национальная тенденция; страна стремилась уйти от китайского влияния, которое затрагивало множество элементов жизни японцев. В период Хэйан произошло невероятное развитие литературы, искусства. Выросла общая эстетическая чувствительность общества (особенно представителей его высших слоев), что считалось не только показателем хорошего вкуса, но отождествлялось с добром и благородством.
В те времена зародилась характерная мода на «двенадцатислойные платья» — дзюни-хитоэ. Такой женский наряд состоял из множества пестрых слоев, порядок которых был не случайным.
То зарождающееся внимание к моде можно сравнить с тщательно продуманным японским эпистолярным ритуалом: на впечатление, производимое от полученного письма, влияло не только его содержание, но и тип бумаги, цвет, запах, манера составления стихов, композиция, почерк и дополнительные украшения, например, цветы или веточки растений.
Цвет используемой бумаги должен был соответствовать колориту подаренного цветка, а стихотворению надлежало быть гармоничным и соответствовать времени года. Большое значение имел даже выбор канцелярских принадлежностей!

Аналогичные нормы применялись и в отношении одежды: девушка могла оттолкнуть жениха, если слои отдельных тканей, которые она носила, не подходили друг другу по цвету, не гармонировали с окружающей средой и текущим временем года.
По сей день большое значение придается цвету отдельных элементов традиционного японского наряда — из-под кимоно «майко» видны красные слои ткани, создающие характерный воротник, тогда как у «гейко» эти слои должны быть белыми.
Превращение «майко» в «гейко» называется «эрикаэ», что переводится как «смена воротника».
Хотя период Хэйан и «двенадцатислойные платья» в значительной степени сформировали национальную идентичность японцев и развили эстетическое восприятие общества, появление современной формы кимоно можно отнести к XVII веку.

Прототипом для этого типа одежды послужило косодэ: простое повседневное платье. Это была разновидность удлиненной рубахи – нижнего белья, которое женщины носили в период Хэйан. Рукава косодэ изначально были довольно узкими. Только со временем их форма расширилась вниз, породив одежду, которую мы знаем сегодня.
Современные костюмы
Современное кимоно ассоциируется с шелком. Но японские костюмы изготавливались из различных видов волокон: особой популярностью среди низших слоев общества пользовались конопля и лен, а в XVI веке получил широкое распространение хлопок. Дорогой шелк даже у знати использовался для особых случаев или торжеств. Для изготовления повседневной одежды широко применялись смесовые ткани с добавлением хлопковых нитей, которые обеспечивали телу дополнительный комфорт и тепло.
Покрой самого кимоно достаточно прост – предмет одежды шили из одного куска ткани, который потом подбирали по выбранной, в зависимости от случая, выкройке. Выкройка кимоно играет особую роль, она определяет не только фасон наряда, по ней можно узнать руку мастера, ее создавшего и регион, в котором тот проживает.

Швы кимоно всегда были минималистичны, отражая не только простоту самого изделия, но и облегчая последующий уход: перед стиркой кимоно разрывали, а после сшивали вновь.
Огромное внимание уделялось декорированию тканей. Одной из самых известных и старинных техник росписи тканых материалов является техника шибори, заключающаяся в окрашивании лишь избранных фрагментов материала. Красильщик собирает определенные куски ткани, завязывая их в узлы и затем окунает ее в краситель. Связанные драпированные фрагменты тканого полотна не окрашиваются, что дает уникальный эффект, сравнимый с техникой батика.
Для создания узора с изображением природы, быта или геометрических элементов, использовались трафареты, при помощи которых на фрагменты ткани наносилась специальные водостойкие краски.

Изображения цветов и птиц – качо-га, известные нам по старинным японским гравюрам, не случайны. Узоры на кимоно имели прямую связь с изобразительным искусством. Аспект времен года и природы как детерминант определенных эстетических норм чрезвычайно важен.
Журавли чаще всего появлялись на свадебных кимоно, так как считалось, что эти птицы способны жить более тысячи лет. Журавлиные мотивы символизировали пожелание долгого и счастливого брака.
Сосновый мотив, в свою очередь, ассоциируется с новогодним периодом и предпочтителен зимой, в отличие от вишневых изображений, которые наиболее популярны в весенние месяцы, когда по всей стране массово проходят ханами – обряд любования цветами. Один из самых популярных мотивов ориентирован на изображение повседневной жизни женщин из разных социальных слоев.

Графика на одежде не только отражала текущую моду, но часто и диктовала ее. Так, гейши, укутанные в прекрасные кимоно, с заколками канзаши в волосах, подогревали спрос на предлагавшиеся в то время модные женские аксессуары.
Хотя бум увлечения японской культурой приходился на рубеж XIX-XX веков, увлечение эстетикой и искусством Страны восходящего солнца до сих пор чрезвычайно сильно. Женщина, одетая в кимоно всегда прекрасна, а его форма и изобразительные мотивы универсальны и вневременны.
Посмотреть на карте
Краткое резюме
История кимоно | Чтобы дистанцироваться от этого мнимого видения, следует начать с самой этимологии термина «кимоно». |
Современные костюмы | Современное кимоно ассоциируется с шелком. |