Полезные советы
Рисование, раскрашивание, вырезание и лепка доставляют удовольствие каждому ребенку, а для маленьких ручек они являются важной тренировкой, прежде чем научиться писать в дальнейшем.

Детская художественная деятельность имеет много преимуществ. Рисуя, раскрашивая, вырезая или лепя, ребенок выражает свои чувства, выражает то, что еще не может сказать. Он развивает наблюдательность и тренирует память. Когда он рисует бабушку или собаку, он должен сначала вспомнить, как они выглядят – по крайней мере, в общих чертах: какой они формы и сколько у них рук и ног. Художественная деятельность — это еще и хорошая тренировка концентрации (чтобы что-то нарисовать, нужно какое-то время посидеть спокойно).
Зигзаги и линии
Когда малышу около полутора лет, он уже может держать карандаш в сжатом кулаке и водить им по странице. Его «первые рисунки» ничего конкретного не представляют (по замыслу автора). Малышу просто нравится оставлять цветные линии или волнистые линии на белой поверхности.

Однако хаос форм, созданный двухлетним ребенком, на самом деле очевиден. Двухлетний ребенок рисует около 20 повторяющихся узоров, например, длинные горизонтальные зигзаги, короткие линии, указывающие разные направления, и, наконец, спирали и волнистые линии (начало кругов).
Простые формы

Примерно между вторым и третьим годом жизни происходят значительные изменения. Малыш пытается рисовать людей, животных, дома, известные (и важные для него) предметы. Бывает, что в начале работы он торжественно объявляет, что будет создавать («Рисую горшок, мамочка!»), а потом на полпути меняет свое мнение («Я сделал котенка»). У ребенка такое богатое воображение, что, даже закончив его, он может каждый раз по-разному объяснять то, что изображено на рисунке, хотя картинки по-прежнему не имеют ничего общего реальными предметами, их становится все проще и легче расшифровать. Это происходит, когда ребенок лучше контролирует движения рук и все точнее воссоздает формы.
Дома и фигуры

Треугольники, прямоугольники и, что очень полезно, круги возникают из хаотического клубка линий. Благодаря кружочкам и нескольким линиям ребенок сможет создать свои первые портреты, обычно в виде головоногих моллюсков. Дом – один из самых распространенных мотивов первого детского творчества. По мере роста ребенка его рисунки становятся все более реалистичными и насыщены деталями. Вместо многочисленных впечатлений создается единая детализированная картинка.
Первые выставки
Когда пора художественной деятельности в самом разгаре, дайте ребенку много бумаги и мелков. И предоставьте место для демонстрации его работ. Когда будут созданы первые рисунки и фигурки из пластилина, обязательно сделайте из них выставку. Когда вы повесите первые рисунки в комнате или приклеите магниты на холодильник, малыш почувствует гордость, его оценят и захочет продолжить творить.
Некоторых детей нужно умело поощрять к рисованию. Вместо того, чтобы говорить: «нарисуй что-нибудь» или «ну, поцарапай», лучше дать малышу конкретные предложения по темам: портрет матери или любимой собаки, встреча с инопланетянином, сцена из недавно прочитанной «Красной Шапочки» или другой сказки – главное, чтобы тема нравилась создателю.
Остерегайтесь комментариев типа: «Синее солнце?! Солнце желтое» (тем более, что его совсем нет). Лучше сказать: «Какой изумительный цвет солнца!». Постарайтесь представить рисунок вашего малыша как небольшое произведение искусства, что-то очень индивидуальное. Если завитки на бумаге вам ни о чем не говорят, попросите вашего малыша рассказать о его рисунке.
Как только ребенок начинает создавать первые рисунки, стоит сделать для него специальную папку, в которую вы будете складывать самые лучшие работы. Подпишите каждый рисунок датой и названием – примерно в двухлетнем возрасте создатель сам начнет их называть. Благодаря этому вы сможете наблюдать за успехами малыша, а через много лет эта коллекция станет отличным альбомом памяти.
Полезные советы
• Если вы не хотите, чтобы ваш ребенок рисовал на стенах, расскажите ему об этом и предоставьте место для рисования, например, большие листы, разложенные на столе, полу, детском мольберте.
• Выберите место, где легче всего удалить неуместные плоды творчества вашего ребенка (например, терракотовый пол на кухне). Вы можете защитить поверхность с помощью клеенки или газет.
• Не ждите пока ваш ребенок испачкается. Наденьте на него одежду, которую он может испортить, или специальный защитный фартук.
• Имейте под рукой полотенце или влажные салфетки, чтобы при необходимости вы могли быстро высушить руки малыша.
Краткое резюме
Полезные советы | Рисование, раскрашивание, вырезание и лепка доставляют удовольствие каждому ребенку, а для маленьких ручек они являются важной тренировкой, прежде чем научиться писать в дальнейшем. |
Зигзаги и линии | Когда малышу около полутора лет, он уже может держать карандаш в сжатом кулаке и водить им по странице. |
Простые формы | Примерно между вторым и третьим годом жизни происходят значительные изменения. |
Дома и фигуры | Треугольники, прямоугольники и, что очень полезно, круги возникают из хаотического клубка линий. |
Первые выставки | Когда пора художественной деятельности в самом разгаре, дайте ребенку много бумаги и мелков. |