Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 1

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

Время чтения 7 мин.

Пожалуй, все, на чью долю выпало счастье иметь ребенка, желал бы видеть в нем сочетание самых положительных качеств и характеристик: честности, порядочности, верности своему слову. Все родители мечтаю; чтобы сына или дочь в их будущей самостоятельной жизни ценили и уважали. Причем уважали не только за привлекательную внешность, но и за кроткий прав, острый ум и, конечно, за профессиональные способности и достижения в выбранной сфере деятельности.

Но мало кто задумывается над тем, что формирование будущего взрослого человека как полноценной, всесторонне развитой личности во многом зависит от тех основ, которые он получает, еще не начав самостоятельный жизненный путь, т.е. в детстве. Этот трудоемкий и непростой процесс формирования полноценной личности есть не что иное, как воспитание ребенка.

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 2
Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

Многие авторы литературы о воспитании, особенно советского периода, считали, что воспитывать необходимо начинать с момента начала обучения в школе. Партийная программа предусматривала все: и рост промышленности, и воспитание граждан. Со временем подходы к воспитанию несколько изменились. Воспитание ребенка следует начать с самих будущих родителей.

Ведь именно от того, каким образом они построит свои отношения, будут зависеть характер и личностные особенности ребенка. Сами родители должны осознать всю серьезность и ответственность перед будущим ребенком, чтобы процесс его ожидания и появления на свет проходил согласно принципам любви и доброты.

Существует мнение, что для начала воспитания необходимо достичь определенного возраста, когда ребенок начнет осознанно воспринимать многие вещи. Это не совсем правильная позиция. Ребенок, будучи еще плодом и находясь в утробе матери, воспринимает многие внешние раздражители, реагирует на тон разговора и даже ощущает волнение матери по ускорению ее сердцебиения. Он способен отвечать различными движениями на все происходящее вокруг. Интересные данные приводят американские исследователи: дети, матери и отцы которых разговаривали с ними во время беременности, читали художественную литературу и слушали классическую музыку, раньше начинают ходить и говорить, успешнее учатся в школе и заметно отличаются темпами развития от сверстников.

Конечно, это не единственный фактор, большое значение имеют наследственность и состояние здоровья женщины, но его нельзя сбрасывать со счетов, Но убедительно доказано, что все происходящее с ребенком в утробе запоминается и реализуется в процессе жизни, трансформируясь в иное качество. Сейчас даже высказывается мнение о том, что характер ребенка есть не что иное, как генетическая память на происходящие с ним события. А теперь задумайтесь, могут ли своенравность и непослушание вашего малыша быть просто следствием тревожного и беспокойного периода беременности, когда вы и не думали, что от плохого настроения ваш малыш может пострадать? Не упускайте драгоценное время, начните общение еще до рождения. Это во многом облегчит воспитание в последующие годы.

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 3
Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

Следовательно, можно сделать вывод, что воспитание необходимо начинать как можно раньше, а то вы рискуете и опоздать.

Концепций воспитания и различных методик существует великое множество, но, к сожалению, ни одна из них не решает полностью всех поставленных перед воспитателем задач. Сразу хочется предостеречь родителей от всевозможных попыток навязать ребенку какую-либо линию поведения, даже если она изложена в самом авторитетном, но вашему мнению, издании. Любая методика проведения с ребенком воспитательной работы рассчитана на общую массу детей, некий среднестатистический тип. А каждый ребенок является индивидуальностью и требует соответствующего подхода.

Бытует мнение о том, что процесс воспитания ребенка может происходить автономно, без участия родителей или какого-либо постороннего вмешательства. Дескать, что заложено природой, то и реализуется в процессе жизни, и совершенно не нужно прикладывать излишних усилий. Нельзя сказать, что данное мнение не имеет никакого смысла и является ошибочным. Оно имеет право на существование, необходимо лишь внести некоторые коррективы и уточнить некоторые моменты.

Во-первых, верна позиция, что ребенок после своего рождения реализует заложенную в нем генетическую программу. Он с биологической точки зрения является результатом слияния наследственной информации обоих родителей. Поэтому его поступки, особенности поведения в определенных жизненных ситуациях будут определяться исходными принципами реакций, копирующих поведение и реакции его родителей. В этом и проявляется похожесть родителей и детей.

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 4
Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

Но необходимо помнить, что, помимо внутренних особенностей и исходных задатков, существует реальная действительность, которая значительно отличается от того, что заложено в человеке. Ребенок, впервые сталкиваясь с различными жизненными ситуациями, сравнивает свои представления о происходящем с реакцией на события окружающих. И совпадение представлений происходит не всегда. Поэтому так важно быть рядом и направлять поведение малыша, воспитывать в нем определенную линию поведения и реакцию на происходящее.

Во-вторых, совершенно точно установлено и доказано, что любой, даже самый выдающийся талант требует постоянной работы для своего развития. Так и заложенные в ребенке данные требуют постоянного контроля и внимания с целью совершенствования и укрепления. Воспитание ребенка – процесс трудоемкий и длительный. Ни для кого не станет новостью, если мы изначально скажем, что воспитательный процесс требует постоянной работы с ребенком. Процесс формирования личности не может ограничиваться конкретными сроками или рамками.

Нельзя добиться хороших результатов за короткий временной промежуток, что подразумевает непрерывное взаимодействие воспитателя с воспитанником, которым является ребенок. Безусловно, проведение воспитательных мероприятий должно осуществляться регулярно и непрерывно, но стоит сказать и том, что азы и основы всегда закладываются в детстве. Это наиболее благоприятный период для начала педагогической деятельности.

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 5
Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

Период младенчества не самый удобный для проведения данных мероприятий. Ребенок в возрасте до 1 года не подготовлен к восприятию какой-либо полезной и нужной информации. Родители малышей наверняка обратили внимание, что ребенок, недавно появившийся на свет, большую часть времени проводит во сне, исключая кратковременные периоды кормления. Подобного рода поведение вполне оправданно.

Ребенок, привыкший к комфортному существованию в утробе матери и не нуждающийся в каком-либо дополнительном внимании, резко меняет условия существования. Он попадает в чужеродную среду, где ему необходимо существовать в совершенно непривычных и нетипичных условиях. Весь период на протяжении первого года жизни ребенок адаптируется, привыкает к изменившимся условиям жизни. А длительный сон позволяет ему максимально эффективно переждать этот период.

Другое дело период от 1 года до 3 лет. Этот период знаменуется наиболее активным поведением малыша. Данный временной интервал как нельзя лучше подходит для познания окружающего мира и формирования основных личностных черт, воспитания ребенка 1-3 лет.

Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать – Фото 6
Как воспитать ребёнка 1-3 лет: какие аспекты стоит учитывать

В 1-3 года времени стремительно совершенствуются двигательные навыки, происходит развитие интеллекта и речи. Сохраняются высокие темпы роста, совершенствуются функциональные системы. Отмечено стремительное расширение круга контактов, ребенок начинает узнавать родителей, близких людей, реагируя на все происходящее мимическими проявлениями и эмоциями. Именно данный период характеризуется наибольшей активностью процессов познания. Упомянутые нами чуть раньше особенности развития, выраженные в процессах становления всех нервных функций, необходимо всегда принимать во внимание и не забывать об этом.

Нервная система ребенка столь несовершенна, что в процессе интенсивного познавательной деятельности может легко утомляться, результатом чего являются разнообразные нервные срывы, которые могут проявляться беспричинным беспокойством, повышением температуры тела. О подобных осложнениях не следует забывать. Слишком интенсивная умственная работа может существенно навредить. Поэтому в процессе воспитания, обучения и формирования новых навыков у ребенка следует придерживаться режима чередования работы и отдыха.

YouTube player
Информация
проверена экспертами
Надежда Евгеньевна Веселова
Эксперт в сфере искусства, член союза художников РФ
Светлана Николаевна Суздальцева
Член союза художников РФ, к.ф.н.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии