Итальянское выражение "andare a Canossa". Что это? – Фото 1

Итальянское выражение "andare a Canossa". Что это?

Время чтения 6 мин.

Итальянское выражение “andare a Canossa” родилось в XI веке. Ныне Каносса – крохотное селение в провинции Реджо-Эмилия, но девять веков назад это название нашло отражение в одном из самых драматичных периодов итальянской истории. Вспомним о событиях того времени.


Наступление 1000-го года (“Anno Mille”) христианская Европа ожидала с ужасом, ибо было множество предсказаний конца света. Но миновала эта круглая дата, и люди, в том числе и на Апеннинах, вздохнули с облегчением. В Европе, выходившей из мрака предыдущих столетий, наметились тенденции к обновлению разных сторон жизни. Коснулись они и религиозной сферы, ибо в предшествующий период церковь значительно дискредитировала себя. Глубокие разногласия разделяли также приверженцев западной и восточной, т.е. латинской и греко-византийской ветвей христианства, соответственно – сторонников Рима и Константинополя, что в конце концов привело к расколу церкви на католичество и православие. Формально это произошло ровно 950 лет назад, в 1054 году, хотя фактически противостояние между ними наметилось гораздо раньше, когда в Риме начал формироваться институт папства.

Итальянское выражение "andare a Canossa". Что это?
Итальянское выражение “andare a Canossa”. Что это?


Новая эпоха требовала и новых людей, и вот в 1073 году на папский трон под бурные призывы римской толпы был посажен тосканец Гильдебранд (Ildebrando di Soana), наречённый Григорием VII. Это была сильная личность, одна из наиболее значимых в истории католической церкви. Прежде лет двадцать он вращался при папском дворе и прекрасно знал всю его кухню. Едва став Папой, Григорий VII сразу же приступил к реализации уже намеченной ранее реформы, которая была названа его именем – григорианской. На Синоде, созванном в следующем году, он пригрозил духовенству суровыми карами за симонию (продажа и покупка церковных должностей), за нарушение священнослужителями обета безбрачия (целибат), а верующим было строжайше запрещено причащаться у священников, замеченных в подобных грехах. Но действия нового Папы не ограничились только внутрицерковными делами, а привели к крупным потрясениям международного характера.


В 1075 году Григорий VII подготовил документ под названием “Диктат Папы”, в котором он объявил, что светская власть должна по сути быть подчинена духовной и что только Папа имеет право возводить в сан (инвеститура) или смещать епископов. Это не могло не вызвать резкой реакции светских государей и особенно самого сильного противника Папы – германского короля Генриха IV (1050-1106), власть которого простиралась от Центральной Европы до Северной Италии.


Это была не менее амбициозная личность, чем Папа. И когда Генрих IV узнал, что Григорий VII лишил его права назначать епископов, он созвал в 1076 году в Вормсе собор немецких епископов, и те, также недовольные григорианской реформой, объявили о низложении Папы. Главой немецких епископов был провозглашен сам король. Ответ Григория VII был не менее жестким, к тому же чреват опасными последствиями для Генриха IV: он был отлучен от церкви, а его подданные освобождались от принесенной ему присяги. Это значило, что фрондирующие немецкие феодалы могли в любой момент лишить поддержки короля. Появилась и новая кандидатура на королевский трон. И тогда, поняв шаткость своего положения, Генрих IV решился пойти на примирение с Папой, причем на весьма унизительных условиях.

Итальянское выражение "andare a Canossa". Что это?
Итальянское выражение “andare a Canossa”. Что это?


Как гласят средневековые предания, король направился в Италию, чтобы просить у Папы прощения за содеянное. Посредницей в этом деле выступала 30-летняя графиня Матильда (Matilde di Bonifacio) Каносская, приходившаяся родственницей Генриху, но бывшая на стороне Папы. Она предложила устроить встречу Папы и короля в принадлежавшем ей замке Каносса. Такая встреча состоялась 27 января 1077 года, а в ожидании ее Генрих IV подвергся суровому телесному и духовному испытанию. В холодную промозглую погоду, смирив гордыню, облаченный в одежды кающегося грешника, пешком с женой и ребенком, он поднялся к замку графини Матильды и в течение трех дней покорно ожидал аудиенции у Папы. Насладившись унижением врага, Григорий VII соизволил, наконец, принять “блудного сына”. Тот покаялся, попросил прощения, и Папа, смилостивившись над поверженным королем, отпустил ему грехи.


Таким образом сама Каносса приобрела переносное значение. “Идти в Каноссу” – это значит, в зависимости от ситуации, смириться, покаяться, унизиться, согласиться на безоговорочную капитуляцию и т.д. Замок графини Матильды сохранился до наших дней, хотя за минувшие века он был значительно перестроен. Автору этих строк довелось побывать там много лет назад, и более всего запомнилась тогдашняя погода. В тот день шел обильный снегопад, машина скользила, борясь с гористой заснеженной дорогой, и невольно вспомнились мытарства германского короля в этих краях.


Однако история его взаимоотношений с Папой не закончилась Каноссой. После перенесенных унижений Генрих IV начал подумывать о реванше, направив усилия на создание антипапской коалиции. В 1080 году он вновь созвал немецких епископов, которые, отвергнув действующего Папу, объявили об избрании нового первосвященника – пармезанца Виберта (Guiberto), архиепископа Равенны, принявшего имя Климента III. Но в историю католической церкви он вошел как “антипапа”. А настоящий Папа, Григорий VII, вновь прибег к испытанному методу – отлучению от церкви германского короля. На этот раз Генрих IV не пошел в Каноссу а, накопив силы, устремился со своими войсками прямо к Риму. В1084 году он занял город, посадил Климента III на трон Святого Петра, а тот короновал патрона императорской короной.

Итальянское выражение "andare a Canossa". Что это?
Итальянское выражение “andare a Canossa”. Что это?


Между тем настоящий Папа Григорий VII, который укрылся от неприятеля в Замке Святого Ангела, призвал на помощь воинственных норманнов, обосновавшихся на юге Италии. Несмотря на сложные отношения с папством, те откликнулись на призыв, изгнали из Рима германского императора и антипапу, а заодно и разграбили город. Освобожденного Папу норманны увезли с собою, и свои последние годы он провел в Салерно, где и скончался в 25 мая 1085 года. Григорий VII был похоронен в Кафедральном соборе этого южного города, а в начале XVII века он был канонизирован.

Однако со смертью Григория VII борьба между светской властью и папством германского императора не закончилась. Она продолжалась и далее, особенно в вопросе об инвеституре, вовлекая в свою орбиту все новых персонажей. Водораздел между сторонниками Папы и императора оказался столь глубоким, что вызвал раскол в самой Италии, где образовались соответственно партии гвельфов и гибеллинов. Но это уже другая история.

YouTube player
Информация
проверена экспертами
Анна Жемчужникова
Бизнес-тренер, блогер
Михаил Игоревич Баев
Инвестор, бизнес-тренер
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии