Санкт-Петербург
Время чтения: 6 мин.
Санкт-Петербург – поистине единственный в своем роде, он может похвастаться несколькими названиями: Северная столица, город белых ночей, Северная Венеция. Его также по праву называют музеем мостов, ведь в нем собрана огромная коллекция из примерно 800 мостов, каждый из которых уникален по своему художественному оформлению и архитектурному стилю.
Знакомство с мостами Санкт-Петербурга позволяет получить полное представление об истории мостов города, начиная от древних деревянных конструкций и заканчивая современными железобетонными чудесами. Примечательно, что Коломенский мост, выполненный из алюминия, может стать памятником архитектуры и инженерного искусства.
Обилие мостов в Санкт-Петербурге, благодаря его островному расположению, не вызывает удивления. Однако так было не всегда. В первые годы после основания города Петром I строительство мостов было ограничено, чтобы стимулировать местных жителей к передвижению по водным путям. В XVIII веке, по аналогии с Венецией, по каналам и рекам города ходили гондолы.

Мосты возводились только в тех случаях, когда это было необходимо для перевозки важных грузов. В качестве примера можно привести Петровский мост, первоначально называвшийся Иоанновским, который соединял Березовый и Заячий острова и был необходим для строительства Петропавловской крепости. Эти мосты были деревянными, и некоторые из них сохранились до наших дней, например, мосты на Фонтанке, Монастырском, Охте и Большой Петровский мост на Малой Невке.
Стоит отметить, что деревянные мосты продолжали строить и более двух веков назад. В частности, мосты Красный Судостроитель и 2-я Лавра были построены в 1980-х годах с использованием клееных конструкций и впоследствии реконструированы, причем последний из них в настоящее время охраняется как памятник архитектуры.
В конце XVIII века в Петербурге появляются каменные мосты, самые ранние из которых до сих пор украшают городской пейзаж. Яркими примерами являются Прачечный мост, состоящий из трех пролетов и протянувшийся над фонтаном, Верхне-Лингельский мост, протянувшийся над Лебяжьим каналом, и гранитный Бала-арка через канал Грибоедова. Использование гранитных квадратов на арке Бала придает облику моста очаровательную эстетику каменной кладки.

В XVIII веке в Петербурге появились металлические мосты. Первоначально небольшие пешеходные металлические мосты были построены в Царском Селе, а затем были распространены по всему городу, в частности, в резиденции великого князя Потемкина-Таврического, известной сегодня как Таврический сад. С годами эти мостики практически не изменились.
В начале XIX века в Петербурге стали строить чугунные мосты. Первые из них были построены архитектором В.И. Гесте и включали Зеленый, Народный и Полицейский мосты через реку Мойку. Эти мосты с арочными сводами были настолько уникальны и привлекательны, что послужили образцами еще для двенадцати мостов, построенных через малые реки в последующие три десятилетия. Олицетворением чугунного мостостроения стал Благовещенский мост через Неву, построенный в 1850 году и известный сегодня как мост Лейтенанта Шмидта.
В 1820-х годах стали появляться висячие мосты с железными цепями, закрепленными на береговых опорах. Эти мосты отличались сложными ажурными конструкциями и богатым декором. Примером может служить Пантелеймонов мост через реку Фонтанку. Еще одним впечатляющим мостом является Египетский мост, который обрушился в 1905 году и был восстановлен в 1950-х годах с сохранением декоративных мотивов XIX века.

Во второй половине XX века в Петербурге стали строить современные железобетонные мосты. Второй Садовый мост, перестроенный из более старого моста, демонстрирует очарование первоначального моста благодаря фонарям и решетчатым перилам. Кроме того, в городе есть несколько знаменитых мостов, заслуживающих особого упоминания: Театральный, Львиный, Банковский – все они отличаются исключительным архитектурным мастерством.
Конечно же, нельзя говорить о мостах Санкт-Петербурга, не остановившись на разводных мостах, которые являются визитной карточкой города. Всего в городе насчитывается 21 разводной мост, расположенный на важных водных артериях. Три наиболее известных моста – Дворцовый, Троицкий и Литейный. Первоначально построенные из дерева, эти мосты со временем обзавелись чугунными арками, каменными опорами и сложными решетчатыми конструкциями.
Дворцовый мост состоит из пяти пролетов и соединяет Дворцовую площадь на Адмиралтейском острове со Стрельной улицей на Васильевском острове, а крылья центрального пролета выходят на просторы Невы. Строительство моста проходило в несколько этапов, начиная с конкурса проектов в 1901 году, по результатам которого был выбран проект А.П. Пшеницко. Из-за разрушений, вызванных Первой мировой войной, строительство моста было завершено только в 1916 году, причем без предусмотренных архитектурных украшений. Только в 1939 г. на мосту появились такие декоративные элементы, как фонарные столбы с орлами и чугунные перила.

Троицкий мост, самый длинный мост через Неву, был построен за шесть лет на рубеже XIX века, и его открытие совпало с 200-летием Санкт-Петербурга. Строительство моста курировал франко-русский альянс, а на церемонии открытия присутствовали русский царь Николай II и президент Франции Феликс Фор. Мост был назван в честь расположенного рядом Троицкого собора и за годы своего существования претерпел несколько переименований, но первоначальное название осталось. Мост украшен декоративными элементами: государственными коронами, ажурными кроалями, двуглавыми орлами на опорах, изящными фонарями.

Литейный мост, возведенный в конце 1870-х годов, получил свое название от бывшего пушечно-литейного завода, расположенного в центре города. Мост сыграл важнейшую роль в соединении центра города с Сестрорецком. Примечательно, что это был первый мост в городе, освещенный электрическими фонарями. В художественном отношении чугунная решетка моста украшена барельефами с изображением русалок, держащих герб Санкт-Петербурга.

Чтобы по-настоящему оценить красоту этого чарующего, величественного и загадочного города, необходимо побродить по его улицам, набережным и мостам. Только тогда Петербург полностью раскроет свое пленительное очарование.