Жизненное пространство Миши Лермонтова было не простое. При встрече с отцом – это разгул и получение удовольствия, после которого ощущение безликости и бремени жизни. В доме бабушки – жесткий порядок, стабильность и подавляющая личность власть. Таким образом, мальчик с малых лет осознал, что свою личность нужно защищать и к душе своей никого не допускать. Также Миша увидел пути манипулирования властными и сильными людьми, как бабушка и пути воздействия на слабых духом людей, как отец. В его окружении друзей было не много, но и они могли попадать под обстрел едких и больно бьющих слов. Лермонтов, общаясь с человеком, сразу определял слабые места личности и брал на вооружение: по необходимости применяя тактику поглаживания словом или нанося словесный удар, чтобы добиться своего. Примером такой дружбы и общением может служить взаимоотношение Лермонтова с Белинским. Посетить дом-музей Белинского В.Г. для вас будет просто кладезем идей и путей воспитания, а ребенку развитием критического мышления.

Дом-музей Белинского В.Г.
Городок Чембар имеет свою уникальную историю, расположенный на речке Чембар, получил свое название. А современное название получил от фамилии своего знаменитого жителя Белинского В.Г. Критическое мышление, и прогрессивные взгляды Белинского имели большое влияние на ход событий в истории России. Влияние Белинского В.Г. на умы молодежи своего времени настолько было велико, что все с кем он был дружен, с хвальбой говорили об этом.
Рассмотрим особенности воспитания Виссариона в детстве. Это возможно в доме-музее Белинского В.Г. (работает с 1938 года, а как музей-усадьба с 1969 года). Усадьба включает в себя сам дом Белинских, здание уездного училища и особняк бывшего купца Антюшина. Таким образом, весь центр городка представляет собой музейно-мемориальный комплекс, а все остальное деревенское сообщество обслуживает его. Городок можно пройти буквально за неполный час. Окраинами он упирается в леса и луга. Пограничная природа между лесом и равниной всегда прельщала, как лесную мордву, так и степняков, поэтому бунтарские настроения, присущи уроженцам этих мест.

При прохождении по экспозициям музея, обратите внимание на: формирование образом и словом вашего представления о Белинском В.Г. Как рос и жил маленький Виссарион, в какой атмосфере семейного тепла, как постоянно боролся с чиновниками его отец, будучи лекарем и как проиграл эту битву, спившись. Ответы на эти вопросы даны в восстановленном доме на старом фундаменте Белинских. Здесь собраны и представлены личные вещи и предметы быта семьи. Обратите внимание на библиотеку Белинских, которая и формировала первоначальное понимание жизни Виссариона.
Вторая экспозиция показывает жизнь и учебу Белинского в уездном училище. Она расположена в здании бывшего училища, построенного архитектором Аплисандровским. Обратите внимание на архитектуру здания и на интерьер воссозданных классных комнат, пусть ребенок сравнит со своим классом и своей школой, а вам станет ясно, что изменилось или осталось от старой системы образования. Здесь представлены учебные пособия и шикарная библиотека русских и зарубежных авторов, по которым учились в прошлом учащиеся.
Третья экспозиция расположена в бывшем купеческом особняке, где представлены произведения Белинского напечатанные при жизни, а также большой краеведческий материал жизни критика в Петербурге. Обратите внимание на эпизоды столкновений и светской дружбы Белинского с Лермонтовым на их переписку. Интересно, что Белинский ценил в Лермонтове его умение создавать словом образ. В своих критических замечаниях он часто восхищался именно этой способностью Лермонтова, но не любил желчные нападки Михаила ради забавы.

В усадьбе расположены интересные скульптурные композиции «Белинский гимназист» и «Журавушка». Поразмышляйте с ребенком, что может показать такое сочетание скульптур. Определите пошаговый алгоритм критического анализа событий:
- какова безопасность происходящего;
- какие знания необходимы для понимания этой безопасности;
- какие действия нужны для решения вопроса, и какой результат будет способствовать удовлетворению личности.
Этот алгоритм поможет ребенку в учебе, жизни в будущем.
Лермонтовский музей-заповедник Тарханы
Кульминацией походов выходного дня должно стать посещение самого музея-заповедника Лермонтова М. Ю. Тарханы. Здесь уникально все: история усадьбы, название усадьбы, хозяева усадьбы, природа ее. Посещение этих мест и экспозиций музея, а лучше попасть на Лермонтовские литературные встречи, позволит понять ту атмосферу, пространство детства Михаила, где закладывались основы личности будущего гения.

Название усадьбы, Тарханы, уже наводит на размышление. Крестьяне села (в прошлом коробейники) занимались не только земледелием, но и скупали холсты льна, пеньку, шкуры по другим деревням губернии (тарханили), а потом торговали на ярмарках. Бабушка Арсеньева А.Е. была предприимчива сама и поощряла это у крестьян, открыла ярмарку в самом селе. Поэтому за селом закрепилось название Тарханы. Обратите внимание, на территорию усадьбы, как она обустроена, как ее сохраняют, чтобы показать то пространство, которое формировало будущего гения.
Музей-заповедник включает в себя: барскую усадьбу, фамильный некрополь Арсеньевых-Лермонтовых, усадьбу Апалиха (тетушки Миши Лермонтова Шан-Гирей М.А.)
Первый музейный комплекс «Барская усадьба» представлены домом, который построила бабушка после смерти матери Михаила Марии Михайловны Лермонтовой (Арсеньевой). В этом доме Мише Лермонтову пришлось пережить много событий: разлуку с отцом, осознание смерти матери. Здесь проходили дни познания азов разных наук и искусств. Здесь, взяв в руки впервые карандаш, он создавал свои образы-картины. Здесь из-под его пальцев лились, по всему парку усадьбы, романтические звуки рояля.
Посмотрите и обратите внимание ребенка на картины Михаила Лермонтова, как меняется передача образов при помощи карандаша и цвета с возрастом автора. Прочтите в экспозиции его первые стихотворения и сравните с теми, которые учит ваш ребенок. Походите по удивительному парку, загляните на мельницу и в дом мельника, посмотрите сторожку, ощутите образ того мира, который был любим Лермонтовым несмотря ни на что. Проведите параллель между образами-картинами и образами-стихами Лермонтова художника и Лермонтова поэта. Пусть ребенок поймет, что словом тоже можно нарисовать образ, который при прочтении стихотворения, рассказа, повести, романа представляет читатель в меру своей фантазии. А фантазию развивает творчество.
Побывайте в усадебной церкви Марии Египетской, которую построила бабушка Арсеньева Е.А., как дань памяти умершей дочери. Красивое стройное здание в стиле ампир. Осмотрите утварь церквушки и обратите внимание, с какой любовью сохраняются экспонаты. Почувствуйте благоговение любви к ближнему человеку.
Второй экспозиционный комплекс – это храм Михаила Архангела в центре села Тарханы (Лермонтово). Проведите параллель между рисунками села Лермонтова и современным восприятием его. Пусть ребенок сопоставит образ прошлого и образ настоящего, проанализирует отличия.

В третьем экспозиционном комплексе – усадьбе Апалиха (имении тети поэта Шан-Гирей М.А.) погуляйте по парку среди вековых лип, по бережку парковой речушки с заводью, поросшею кувшинками. Услышьте пение птиц и журчание чистого родника. Окунитесь в мир ощущений, которые формировали чувства маленького Миши Лермонтова и вам тоже захочется петь или заговорить стихами, а может, услышите музыку в голове или захочется танцевать от избытка чувств, рвущихся из вас.
Постарайтесь попасть летом на празднование юбилея Лермонтова М.Ю., чтобы очутиться в мире поэзии и ощутить магию слова. Покажите ребенку, как формируются основы нашего мира через образы и слово.
Посмотреть на карте
Краткое резюме
Дом-музей Белинского В.Г. | Городок Чембар имеет свою уникальную историю, расположенный на речке Чембар, получил свое название. |
Лермонтовский музей-заповедник Тарханы | Кульминацией походов выходного дня должно стать посещение самого музея-заповедника Лермонтова М. |