Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться? – Фото 1

Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?

Время чтения 6 мин.

Наверняка у многих из нас был воображаемый друг в детстве. В чем причина такого поведения у детей?

По мере того, как дети растут, они проходят ряд этапов, на которых у них развиваются различные когнитивные и интеллектуальные функции. В возрасте от 2 до 6 лет у детей развивается то, что называется магическим мышлением. Это фантастический и творческий способ мышления о мире. В данном возрасте дети начинают развивать воображение, и эта способность будет очень полезна в будущем. Благодаря своему воображению, дети смогут легче усваивать мир. Воображение поможет им объяснить такие вещи, которые дети не до конца понимают, и сделает игру более увлекательной.

Примерно в 2-3 года половина детей заводит воображаемого друга. Иногда они видимы, как медведь или кукла, которых они «оживляют». А иногда воображаемые друзья невидимы. Внутри детского воображения такие друзья могут быть монстрами, феями или всевозможными существами. Хотя обычно воображаемый друг – это тот, кем ребенок хотел бы быть, тот каким себя ребенок представляет. В большинстве случаев вымышленный игровой друг ребенка будет того же возраста и пола, что и сам ребенок.

Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?
Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?

1. Почему появляются воображаемые друзья?

Воображаемые друзья появляются по различным причинам и в зависимости от конкретного ребенка. Но обычно причины таковы:

• Потребность в компании. 75% детей с воображаемым другом – всего лишь дети. Это не общее правило, но если эти отношения наблюдались, то, скорее всего, у старшего ребенка в семье были воображаемые друзья. Это бывает и у детей, которые чувствуют себя одинокими (даже если они окружены людьми). Это способ заполнить социальную пустоту.

• Не нужно тревожиться. Один из способов избавиться от повседневного напряжения – создать воображаемого друга. Дети еще не выработали у себя взрослых механизмов снятия напряжения и разочарования, это они делают с помощью воображения и игры. Иногда встречаются подростки, у которых был воображаемый друг, когда они были маленькими, и этот друг снова появляется в ситуациях социального стресса. Например, в случаях травли, смены школы или места жительства.

• Отражение самого себя. Когда ребенок создает воображаемого друга, это помогает ему лучше узнать себя, потому что на самом деле воображаемый друг – это его «идеальное я», его собственная версия, но улучшенная.

Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?
1. Почему появляются воображаемые друзья?

• Рост в социальном и эмоциональном плане. Это своего рода эссе о реальных социальных взаимодействиях, которые будут у ребенка со сверстниками в будущем. С воображаемым другом он делится желаниями, переживаниями, целями, страхами. Тем, о чем он даже не сможет рассказать своей семье. Это также способствует развитию творческих способностей и повышению самооценки ребенка.

• Обычное развлечение. Одинокие дети создают воображаемого друга, с которым будут играть. Они строят новый мир через свое воображение, которое будет развлекать ребенка и исполнять его желания.

2. Хорошо ли иметь воображаемого друга?

Некоторые эксперты говорят «да», потому что это помогает развить у ребенка эмпатию и социальные навыки. Помимо этого появление мнимого друга помогает детям избавиться от страхов, напряженности и проецировать свои цели и устремления. Есть также исследования, которые объясняют такое явление развитием творческих способностей, они утверждают, что у наиболее творческих детей больше шансов увидеть придуманных друзей. Другие эксперты говорят, что это улучшает языковые способности детей, потому что они должны придумывать истории для своих невидимых друзей, а затем часто рассказывают эти истории своим близким. Можно сделать вывод, что воображаемые друзья приносят скорее больше пользы, чем вреда.

Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?
2. Хорошо ли иметь воображаемого друга?

3. Когда действительно стоит волноваться

При появлении воображаемого друга, родители должны обращать внимание на тип поведения своего ребенка. Например, бывают случаи, когда воображаемый друг, которого создают дети, довольно вреден. Он заставляет детей испытывать трудности, постоянно играть с ним или подталкивает на совершение плохих поступков. Обычно придуманные друзья рождаются в результате ситуаций, в которых ребенок переживает период глубокого страха или стресса, и могут быть симптомами скрытой проблемы у ребенка. В этом случае родителям нужно провести расследование и хорошо во всем разобраться.

Если родители замечают, что ребенок все больше и больше времени проводит с воображаемым другом и изолирует себя от остального мира, это может быть красным флагом: наличие воображаемого друга имеет свои преимущества, его невозможно заменить настоящими друзьями.

Еще одна характеристика, которая дает понять, что происходит что-то странное: на вопросы взрослого ребенок отвечает конфабуляциями. Это воспоминания, в основе которых могут лежать измененные реальные события в сочетании с вымышленными фактами. Ребенок делает это не с намерением обмануть, а для того, чтобы самому поверить в то, что это действительно правда.

Воображаемые друзья у детей. Стоит ли волноваться?
3. Когда действительно стоит волноваться

С 9 лет дети редко продолжают сохранять своих воображаемых друзей. По мере развития у ребенка логико-рационального мышления придуманные друзья постепенно исчезают. Когда ребенок чувствует себя более комфортно в обществе, он тоже начинает забывать о несуществующих персонажах. Если у ребенка появились новые друзья во дворе или он ладит со своими братьями, ему больше не нужно дружить с теми, кого нет на самом деле. Очень немногие подростки продолжают общаться с созданным образом друга. Если ребенку 11 лет и старше, нужно следить за тем, сколько времени он проводит с воображаемым другом. Если это единичные случаи, то беспокоиться не следует.

4. Как действовать родителям

Нужно просто наблюдать со стороны. Не вмешиваться в игры ребенка, предоставить его самому себе. Не стоит отрицать существование друга, но и поощрять его тоже не стоит. Нужно посмотреть, какой у ребенка друг, хороший или плохо влияет на малыша. Есть воображаемые друзья, которые склонны к насилию, и есть другие, которые могут быть супергероями. В этих случаях очень важно не оставлять ребенка одного, когда он играет со своим другом. Особенно если он находится рядом с опасными объектами или высокими местами.

Наконец, наблюдая за игрой ребенка и беседами с его другом, родители могут больше узнать о самом ребенке, о его желаниях, страхах, неуверенности.

YouTube player

Краткое резюме

1. Почему появляются воображаемые друзья?Воображаемые друзья появляются по различным причинам и в зависимости от конкретного ребенка.
2. Хорошо ли иметь воображаемого друга?Некоторые эксперты говорят «да», потому что это помогает развить у ребенка эмпатию и социальные навыки.
3. Когда действительно стоит волноватьсяПри появлении воображаемого друга, родители должны обращать внимание на тип поведения своего ребенка.
4. Как действовать родителямНужно просто наблюдать со стороны.
Информация
проверена экспертами
Надежда Евгеньевна Веселова
Эксперт в сфере искусства, член союза художников РФ
Светлана Николаевна Суздальцева
Член союза художников РФ, к.ф.н.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии