Архитектура: готический стиль – Фото 1

Архитектура: готический стиль

Время чтения 6 мин.

Готический стиль доминировал в архитектуре Западной Европы в течение почти четырех сотен лет. Возникнув на севере Франции в двенадцатом веке, он быстро распространился по всей Англии, Скандинавии, Центральной Европе, и даже проник на Ближний Восток и в Америку.

С 1400 года готический стиль становится универсальным для большинства зданий в западном мире. Готические архитекторы проектировали королевские дворцы, здания судов, укрепленные города и замки, чтобы защитить земли от вторжения, они создали мосты, чтобы облегчить сообщение.

Готический стиль достиг своего наибольшего расцвета при строительстве церковных соборов. Это был самый плодовитый период строительства в истории Церкви. При строительстве готических храмов средневековые строители с размахом применили все свои архитектурные идеи и таланты.

Архитектура: готический стиль – Фото 2
Архитектура: готический стиль

Трансцендентный характер средневековой религиозной архитектуры выразился в специфических формах готической церкви, необыкновенно грандиозный и просторный внешний вид которых выражает колоссальные физические и духовные потребности Церкви и средневекового общества.

Готическая архитектура развивалась в период глубоких социально-экономических преобразований в Западной Европе. В конце одиннадцатого и вначале двенадцатого веков происходило возрождение торговли и промышленности, особенно в северной Италии и Фландрии, коммерсанты налаживали большое количество связей, не только между соседними городами, но и между отдаленными регионами. Торговцы с севера и юга встречались в центре Шампани, например, на международных выставках, которые проходили на регулярной основе в течение года. В двенадцатом веке складывается благоприятная политическая обстановка: государства стремятся к своему расширению и укреплению. Одновременно с ростом политических и экономических событий, возникает новое мощное интеллектуальное движение, повсюду инициируется множество переводов древних авторов с греческого и арабского языков на латынь, появляется новая литература, как лирическая, так и эпическая. В результате всех этих событий изоляционизм феодальной эпохи уступает место новому космополитическому миру.

Готическая архитектура внесла свой вклад в эти изменения, и определенно повлияла на них. Готический стиль в большей мере преобладал в городах, так как там располагались большинство соборов и монастырей. Они являлись центрами общин, которые выполняли множество функций в общественной жизни. В них собирались во время главных праздничных дней, устраивались великолепные и праздничные шествия, разыгрывались драматические постановки.

Архитектура: готический стиль – Фото 3
Архитектура: готический стиль

Аббатства традиционно состояли, по крайней мере, из монастыря, общежития и трапезной комнаты для монахов. Собор закладывался на фоне комплекса зданий, дворца епископа, монастыря, школы, тюрьмы и больницы. Собор строился так, чтобы его было видно издалека, как возвышающийся над всеми символ величия и власти.

Решения готической церкви выполнены с учетом иконографических, а также социальных требований. Интеллектуальные центры средневековья давно ассоциируются с Церковью и традициями обучения, которые были сохранены в монастырских школах и соборах, что породило в конце двенадцатого и тринадцатого веков создание таких университетов, как Париж и Оксфорд. Такая ассоциация, очевидно, имела влияние на искусство, которое по-прежнему носило религиозный характер.

Ученые священнослужители, например, разрабатывали богословские программы для скульптурных композиций и витражей, украшавших церковь. Большинство символических толкований готических церквей были написаны после того, как здания были возведены, и, следовательно, не раскрывают нам первоначальных намерений меценатов и архитекторов.

Готический собор производит таинственное впечатление, скрывая в себе загадочный мир. Фасады, покрытые декоративными скульптурами, башенки, арки, монументальные фронтоны, все это подчинено четкой органике, создающей неповторимый готический стиль. Отдельные детали сложнейшей готической архитектуры являются носителями выразительной богословской доктрины.

Архитектура: готический стиль – Фото 4
Архитектура: готический стиль

На строительство великих соборов не всегда требовались столетия. Для каждого крупного проекта создавалась секция или компания, которые были организованы на регулярной основе. Если интерес к строительству объекта был высоким, работа шла довольно быстро. Шартр, например, был построен за двадцать семь лет (1194-1221), и лишь незначительные части экстерьера, такие как колокольни и шпили, не были завершены.

Конечная ответственность за разработку и выполнение, естественно, лежит на профессиональном архитекторе. Но в ту пору это был резчик по камню, или просто мастер каменщик, хорошо владеющий своим ремеслом. Поскольку не было никаких школ архитектуры, каменщик должен был узнать свое ремесло в результате опыта. Сначала он был учеником в течение четырех или пяти лет, а затем подмастерьем, в течение года или более, и, наконец, он становился мастером. К середине тринадцатого века, мастер каменщик достигает более высокой ступени в своем профессии. Он может заниматься одновременно несколькими проектами, например, как Пьер де Монтрей, который работал над Нотр-Дам в Париже, и над монастырями Сен-Жермен-де-Пре и Сен-Дени. Он также может, как Пьер, иметь собственный дом, и даже быть владельцем нескольких карьеров, из которых он затем, в качестве архитектора, добывает камень для строительства.

Готический архитектор поднялся на более высокий уровень, чем его романский предшественник. Имена и заслуги архитекторов, в разное время работавших над созданием соборов Реймса и Амьена, например, были увековечены в виде надписей на каменных плитах внутри мозаичных лабиринтов.

В Германии сделали настоящий «культ» из мастеров-каменщиков, работавших в четырнадцатом и пятнадцатом веках, их ремесленные организации стали называться гильдиями.

Архитектура: готический стиль – Фото 5
Архитектура: готический стиль

Существовали четыре основные ложи, в которых присваивали звание мастера – в Страсбурге, Вене, Кельне и Праге. Их нормы и правила неукоснительно соблюдались. В это время, экономические проблемы, вызванные войнами, вели к снижению строительства, поэтому требования к мастерству были ужесточены, и, следовательно, возникла потребность сохранения статус-кво. Только сын мастера мог стать мастером, а число подмастерьев было ограничено. Эта ситуация, вероятно, объясняет широко распространенную теорию «секретности» средневекового каменщика, который раскрывал тайны своего мастерства только добросовестным ученикам. Если ученики успешно проходили обучение у мастера и сдавали экзамены, то им разрешали называть себя подмастерьями. Как правило, подмастерья объединялись в ассоциации и отправлялись в трехлетнее путешествие. Подмастерья во время своего путешествия могли работать на других владельцев, чего не дозволялось ученикам. В течение этого времени подмастерье изучал искусство других мастеров, перенимая опыт. После нескольких лет поездки подмастерью, с одобрения гильдий, мог быть присвоен статус мастера.

По окончании готического периода в архитектуре строительные гильдии (ложи) утратили свое могущество.

YouTube player
Текст статьи
проверен экспертами *
Анна Жемчужникова
Бизнес-тренер, блогер
Михаил Игоревич Баев
Инвестор, бизнес-тренер
* Проверку текста и изображений статьи на уникальность и авторские права эксперты не осуществляют.
Подписаться
Уведомить о
guest
0 комментариев
Межтекстовые Отзывы
Посмотреть все комментарии